Мотокросс, как и практически любой другой популярный вид профессионального спорта, - это вам не игра в бирюльки, а захватывающее жаркое действо, лучшие участники которого уносят с подиума победителей не только блестящий кубок в руках, но и кругленькую сумму в кармане.

Во многом именно финансовый нюанс становится одной из мощнейших мотиваций для спортсменов-любителей, желающих в итоге попасть в элитную касту профессионалов. Но не спешите напяливать шлем и мчаться на трек – доход даже маститых спортсменов подчас зависит от множества факторов. Не окажись гонщик в нужное время в нужном месте, и львиная доля планируемого дохода ускользнёт от него, как песок сквозь пальцы. Так от чего же зависит совокупный размер доходов, и как довести его до максимального значения?

Основные факторы, влияющие на размер дохода в мотокроссе

Во-первых, и это главное, совокупный гонорар зависит от статуса гонщика, а именно от того, профессионал он или же любитель. Профессиональные спортсмены черпают финансовые ресурсы «на хлебушек с маселком» одновременно из разных источников. Одним из наиболее щедрых являются компании-производители мотоциклов, на которых выступают гонщики. Вполне логично, что занявший первое место спортсмен получает гораздо больший денежный бонус от производителя, чем пришедший вторым или третьим. Как ни крути, а победа в соревновании – это лучшая реклама продукции компании! Естественно, самое «сочное» денежное поощрение, нередко достигающее $1 000 000, получает победитель целого чемпионата. Кроме этого, денежка капает профессионалам от спонсоров, рекламных партнёров и из прочих источников, что позволяет ТОП-овым спортсменам зарабатывать по нескольку миллионов долларов в год.

Куда менее радужные перспективы открываются перед гонщиками, для которых мотокросс – это не основная профессия, а что-то вроде хобби, пусть и весьма серьёзного. Как правило, такие спортсмены параллельно трудятся на других работах, ведь им остаётся рассчитывать лишь на спонсорские взносы и призовые выплаты. Которых зачастую не хватает на покрытие всех расходов, что вынуждает таких энтузиастов вкладывать собственные средства.

Да, за выигранную гонку гонщик-любитель может получить $10 000-12 000, однако шансы выиграть чемпионат у него невелики – как ни крути, а тягаться с мощными заводскими командами крайне сложно. Таким образом, даже лучшие аматеры-частники зарабатывают не более $100-200 тысяч за сезон, чего едва хватает для поддерживания на плаву отнюдь не дешёвого хобби.

Призовые фонды

Известно, что регламентом каждого соревнования предусмотрен призовой фонд, размер которого зависит от статуса, масштаба и популярности мероприятия. Призовой фонд разделён на конкретные суммы, размер которых тем больше, чем выше занятое их получателями место в общем зачёте.

По статистике, самыми высокими заработками могут похвастаться мотокроссмены из США, участвующие в Суперкроссе. Даже гонщики «среднего звена», добравшиеся до финала, без проблем окупают финансовые вложения и затраченные для достижения результата усилия. Далее в нашем анализе мы будем ориентироваться на заработки именно американских спортсменов, участвующих в AMA Suреrcrоss Сhаmрiоnshiр.

Если говорить о классах 250SX и 450SX, то в обоих случаях призовой фонд для каждого из этапов установлен на уровне 114830 долларов. Исключением является финальный этап в Лас-Вегасе, триумфаторы которого делят между собой $121080. Рассмотрим нюансы подробней.

Возьмём в качестве примера класс 450SX: победа в финале принесёт гонщику 12000 долларов, серебряный призёр получит 6000, обладатель бронзы - $ 4250. Даже за последнее место, при условии участия 22 спортсменов, и то вручается 1415 американских долларов. Иными словами, чтобы более-менее ощутимо заработать, необходимо оказаться в тройке лидеров, что вполне закономерно.

Если спортсмен приходит к финишу десятым практически в каждом заезде, его годовой доход в виде призовых выплат и премий может составить $52700. Наиболее же успешные спортсмены, постоянно занимающие места на подиуме, вполне без проблем зарабатывают в год свыше 200 000 долларов, и это не считая «победных» бонусов от спонсоров и команды, которые им полагаются по контракту. Ну, а самые-самые одними лишь призовыми нередко получают за сезон свыше миллиона.

К лучшим относится, к примеру, Райан Данжи, в 2016 ставший победителем AMA Suреrcrоss Сhаmрiоnshiр и заработавший в общей сложности чуть больше $2 000 000. Давайте разберём, из чего же состоит эта внушительная сумма.

1. Командные бонусы:



  • $900 тысяч - за 9 побед на этапах AMA Suреrcrоss 2016;
  • $1 миллион - выплата за чемпионский титул AMA Suреrcrоss 2016;

2. Промоутерские бонусы Fеld Еntеrtаinmеnt:



  • $108 тысяч (по 12 тысяч дол. за этап) - за девять побед;
  • $40 тысяч – призовые выплаты;
  • $10,500 (по $1500 за каждый) – бонусы за Ноlеshоt;
  • $100 тысяч - бонус за первенство в серии.

В общей сложности: $2 158 500

По аналогичной схеме спортсмен, занявший по итогам серии 5 место, зарабатывает свыше $51 тысяч, а также примерно $16 тысяч в качестве бонуса от Fеld Еntеrtаinmеnt.

Смотря такую статистику, Вам конечно же захочется купить мотоцикл и заняться мотокроссом. Одно можем сказать точно, это один из самых сложных и опасных видов спорта. Правильно оценивайте свои силы.

Выплаты от производителей

Гонщики, которые выступают за ту или иную команду, трудятся по контракту, каждый месяц получая зарплату. Также его условиями предусмотрены бонусы за победы чемпионатах и отдельных их этапах, а также компенсация дорожных затрат. Как правило, спонсируемые спортсмены получают в распоряжение по меньшей мере пару идентичных мотоциклов – для тренировок и участия в соревнованиях.

Рекламная деятельность

Давно известно, что рекламные контракты, заключаемые со знаменитостями из самых разных сфер, обеспечивают им львиную долю дохода. Ведущие гонщики мотокросса не исключение – они также активно рекламируют продукцию разных производителей, как правило, околоспортивную. В данному случае никаких стандартных цифр не существует – все суммы оговариваются в индивидуальном порядке между агентом спортсмена и рекламодателем. Пожалуй, единственным ограничением в рекламной деятельности гонщика является вполне логичный запрет рекламы продукции конкурентов, и такие границы обычно чётко прописаны в его контракте с командой. За нарушение этих правил вполне может «прилететь» немалый штраф, а то и увольнение.

Если речь идёт о гонщиках заводских команд, то согласно контракта они обычно обязаны посвящать определённое количество дней в году рекламной деятельности. Под таковой подразумевается участие в корпоративных «тусовках», съёмка в рекламных роликах, раздача автографов и так далее.

Очень важным, а порой и единственным (если говорить о спортсменах-любителях) источником доходов является частное спонсорство. Получаемые в его рамках средства обычно идут на покупку гоночного снаряжения, запчастей, а то и самого мотоцикла, а также оплату сопутствующих расходов. За размещение логотипа на мотоцикле, участвующего в гонках, могут платить как деньгами, так и продукцией или скидками на неё.

Крупные корпорации вроде Yamaha, Kawasaki, KTM, Honda и прочих, занимающиеся производством внедорожной и прочей мотоциклетной техники, нередко спонсируют не только крупные команды, но и частных спортсменов. Производители покрышек - Maxxis, Dunlop, Michelin и другие – зачастую разрешают частным гонщикам становиться частью своей команды без подписания контракта, являющегося обязательным для большинства участников заводских команд. Условия и размер вознаграждения напрямую зависят от таланта и мастерства спортсмена – это может быть как денежная выплата, так и бесплатный мотоцикл или защитное снаряжение.

Категории призовых выплат в зависимости от типа мотоцикла

Призовые выплаты зависят не только от занятого места и престижности соревнования, но также от объёма мотора мотоцикла и даже его марки. Скажем, участник гонки без спонсорства, выступающий на мотоцикле Каwаsаki КХ450 и занимающий на нём первое место, может разбогатеть на $50 тысяч. А вот его коллеге, выигравшему гонку на машине с объёмом мотора 250сс, придётся довольствоваться призовой суммой всего в 28000 долларов.

У каждого крупного производителя мотоциклов в бюджете заложены траты на спонсорские и рекламные статьи расходов. Чем большее количество рекламы своей продукции он планирует закупить, тем выше выплата за первое место в соревновании.

В рамках частной договоренности гонщики, принимающие участие в соревнованиях от имени тех или иных производителей, в силах получать за это до $100 тысяч.

Разбор заработка членов заводских команд

Членство в заводской команде маститого производителя мотоциклов – розовая мечта любого гонщика. Лучшие участники таких команд без проблем получают $6-10 миллионов, не считая бонусов и призовых выплат от корпораций. Но, конечно же, такие суммы светят лишь лучшим из лучших – доходы большинства спортсменов гораздо скромнее.

Заработок членов заводских команд во многом зависит от официальной зарплаты, предусмотренной в контракте. Обычно она состоит из «базовой зарплаты», являющей собой 12 равновеликих выплат размером от $20 тысяч ежемесячно, а также бонусов и дополнительных сумм, согласуемых между заводом и спортсменом индивидуально. Иными словами, за один успешный сезон хороший член заводской команды вполне может заработать пару-тройку миллионов долларов.

Размер месячной зарплаты

Месячная заработная плата успешного командного спортсмена может стартовать с $20 тысяч и упираться в планку $100 тысяч. Конечно, для среднестатистического человека даже из очень развитой страны - это весьма солидные суммы, однако в мире спорта они не так уж и велики. Особенно если сравнивать с МоtоGР, автомобильным или многими игровыми видами спорта.

Хотя выступающим в составе команд спортсменам не приходится самостоятельно приобретать технику для участия в соревнованиях или тренировочных заездах, их зарплата отчасти уходит на медобслуживание, страхование и прочие профессиональные нужды. Ну и налог на прибыль, куда же без него.

Санкции за нарушения условий контракта

Ранее мы уже упоминали, что в контрактах с гонщиками прописывается большое количество условий, нарушение которых тянет за собой разной тяжести наказания. За серьёзное нарушение спортсмена могут уволить на протяжение пяти дней, кроме того, менеджер зачастую обладает таким правом без какой-либо уважительной причины. Автоматическое увольнение нередко грозит за совершение во время действия контракта уголовного преступления. Что касается штрафов, то их размер может достигать $25 тысяч долларов за каждое нарушение условий договора. Как вы помните, штраф можно схлопотать и за то, что гонщик определённое количество раз в течение года не примет участие в рекламных мероприятиях – автограф-сессиях, съёмках роликах и иже с ними.

Спортсмен как частный подрядчик

Хотя команда, являющаяся прямым работодателем, во время актуальности договора полностью держит спортсмена и его карьеру под контролем, он всё же остаётся скорее не сотрудником, а частным подрядчиком. То есть, он самостоятельно приобретает медицинскую страховку (которая в силу характера рода деятельности обходится гораздо дороже стандартной), оплачивает не включённые в неё медицинские расходы, не получая при этом от команды денежной компенсации. По крайней мере, в США – как вы помните, мы договорились вести речь о положении вещей именно в этой стране.

Впрочем, не всё так плохо – по крайней мере, команда обеспечивает спортсмена профессиональным механиком, тренировочным и гоночным мотоциклами, а также прочими «плюшками», которые недоступны гонщикам-одиночкам.

Спортсмены-частники

Несмотря на все преимущества командной игры, многие гонщики предпочитают строить карьеру в частном порядке, не будучи зависимыми от команды. Это избавляет их от необходимости строго соблюдения условий контракта и позволяет самостоятельно распоряжаться своим временем. Но и заработок таких «индивидуалов» состоит только из призовых да выплат согласно рекламным контрактам.

Природа бонусов

Как упоминалось ранее, спортсмены получают бонусные выплаты из разных источников, одним из которых являются производители той или иной спортивной продукции. Частные спортсмены обычно заключают контракты с разными спонсорами одновременно, размещая рекламу их компаний на своих мотоциклах. Чем известней и успешней спортсмен, тем больше он может получить по условиям рекламного контракта. Скажем, в сезоне 2014-го размер заработка Р. Виллопото составил свыше $700 000, при этом призовые составили лишь седьмую часть этой суммы – всё остальное являло собой спонсорские выплаты.

Максимальные заработки топ-гонщиков

Наиболее прибыльным видом мотогонок является МотоGP, и рекорд в данном виде спорта принадлежит непревзойдённому Валентино Росси, заработавшему в 2013 году 22 миллиона долларов. В мотокроссе денег гораздо меньше, поэтому средняя годовая зарплата составляет порядка $85000. Но «средняя» - понятие весьма туманное, посему рассмотрим конкретные цифры на примере 2014 года.





  • Р. Виллопото: свыше $740 тысяч в виде заработной платы и бонусных выплат;
  • Дж. Стюарт: немногим более $701 тысячи, из которых чистая заработная плата составила всего $90 тысяч;
  • К. Роксен: $385 тысяч, из которых 70 тысяч призовые;
  • Рю Данжи: $326 тысяч, из которых 66 тысяч призовые выплаты;
  • Дж. Барша: порядка $150 тысяч, из них призовые выплаты - практически 50 тысяч.

Как видим, именно всевозможные бонусы зачастую составляют львиную долю прибыли профессиональных гонщиков.

Расходы профессиональных спортсменов

Если спортсмен в каждой гонке приходит к финишу последним, связанные с участием в соревнованиях расходы могут оказаться для него непосильными. В них включены затраты на технику и запчасти, топливо, питание, проживание и прочие. С другой стороны – какой смысл вообще выступать, если шансы на победу отсутствуют? Логичней сменить дивизион на менее конкурентный.

Само собой, если Вы занимаетесь мотокроссом, необходимо купить мотоэкипировку. Пока у Вас нет спонсора, эти расходы целиком ложаться на Вас. От этого зависит Ваше здоровье.

Расходы на приобретение байка и его содержание

Если гонщик не является членом команда – заводской или частной – ему нужно самостоятельно покупать кроссовую технику. В США подержанная двухтактная модель обойдётся не менее чем в $1500, четырёхтактная и того дороже. Новые мотоциклы, естественно, стоят ещё несколькими тысячами дороже.

После приобретение мотоцикла спортсмена ждут текущие дополнительные затраты на техобслуживание, ремонтные мероприятия, хранение и логистику во время соревнований. Техобслуживание – это по меньшей мере периодическая замена масла, расходных материалов и так далее, не говоря уже о запчастях. Обслуживанием техники должен заниматься профессиональный механик, которому также необходимо платить (в команде эту задачу решает штатный специалист – см. материал Знаменитые Механики Red Bull KTM Factory Racing).

Таким образом, если гонщик не занимает первые места в большинстве соревнований, затраты на его «хобби» могут запросто превысить размер полученной прибыли.

Если Вы только начинаете заниматься этим видом спорта, то вы должны знать где купить мотозапчасти. Лучшее место для этого - Национальный моторынок Украины.

Гоночный сбор и членские взносы

Профессиональный спорт – это сложная система, для функционирования которой требуется немалое количество денег. Бюджет любой спортивной организации состоит как из спонсорской помощи, так и из ежегодных членских взносов её участников. Как правило, размер таких сборов не особо велик и зависит от количества классов, в которых выступает спортсмен.

Выводы

Подытоживая всё вышесказанное, можем сделать однозначный вывод: действительно талантливый профессиональный спортсмен с расторопным агентом вполне может получать от нескольких сотен тысяч до миллиона и более долларов в течение сезона. Как правило, заработок командных гонщиков выше – в частности, за счёт отсутствия у них многих статей расходов. С другой стороны, свободы действий у них заметно меньше. С третьей – у них есть фиксированная зарплата, выплачиваемая даже в межсезонье, тогда как спортсмен-частник может заработать только в гоночный сезон.

Поэтому хорошенько подумайте и взвесьте все «за» и «против», прежде чем принять решение стать профессионалом. Помните, что мотокросс – удовольствие не из дешёвых, и если у вас нет достаточного опыта и мастерства для того, чтобы периодически занимать первые места в рейтинговых соревнованиях, расходы на участие в них всегда будут превышать доходы. Чтобы вас заметили спонсоры и представители одной из сильных команд, вам необходимо стабильно финишировать хотя бы в первой семёрке. Если это вам по плечу – добро пожаловать в мир профессионального мотокросса!

Предыдущий пост
Мотоциклетные куртки Icon: обзор лучших моделей 2021 года
Следующий пост
Идеальный «конь» для новичка: ТОП-10 лучших мотоциклов 2021 модельного года
Оставить комментарий
Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Ваш комментарий
Телефон или e-mail
Пароль
Регистрация