Нужен ли мотоциклисту шлем? Ответ на этот вопрос очевиден для любого пользователя мототехники, пребывающего в трезвом уме и здравом рассудке.

Не важно, опытный вы байкер, или же только собираетесь влиться в стройные ряды фанатов мотоциклов – без шлема на дороге вам делать нечего! Точка. Осталось лишь определиться с выбором этого обязательного элемента экипировки, в чём, надеемся, вам поможет изложенная далее информация.

Типы шлемов

В общем и целом, все современные шлемы можно разделить на четыре группы:



  • Шлемы-интегралы;
  • Шлемы-модуляры (они же трансформеры или «флип-апы»);
  • Шлемы-полулицевики;
  • Кроссовые шлемы.

Представители каждой из этих категорий вполне достойно справляются с решением своих основных задач, имея при этом ряд собственных преимуществ и недостатков. Изучим каждый из вариантов подробней.

Шлемы-интегралы (полнолицевые, «full-face»)



Вполне резонно считаются наиболее надёжным вариантом за счёт максимального уровня защиты. По своей сути это цельная литая капсула, полностью облегающая голову, и не имеющая ярко выраженных слабых зон. Вторым значимым преимуществом интеграла является высокая шумоизоляция, достигаемая благодаря минимальному количеству отверстий в корпусе. При всё этом данный тип шлема является одним из самых лёгких.

Полнолицевые шлемы одинаково хорошо подходят как для опытных мотоциклистов, так и для новичков, чем и обусловлена их распространённость на дорогах общего пользования. Ассортимент такой продукции более чем широк, и каждый бренд предлагает потребителю продукцию со своими особенностями: системами регулировки вентиляции, дефлекторами дыхания и прочими.

Модуляры



Более удобный, но немного менее защищающий вашу голову вариант шлема, главной особенностью которого является функция откидывания нижней части с визором. Такие шлемы чаще выбирают любители дальних путешествий на мотоцикле, ведь во время кратковременных остановок есть возможность, к примеру, отхлебнуть воды или перекинуться словечком с пассажиром, полностью не снимая эту часть экипировки.

К условным недостаткам модуляра можно отнести заметно больший по сравнению с интегралами вес, а также потенциально слабое звено конструкции в виде места стыка верхней и нижней частей. С другой стороны, здесь всё напрямую зависит от качества изделия и солидности бренда, ведь благодаря применению современных технологий и материалов первоклассные шлемы-трансформеры в силах обеспечить очень достойный уровень защиты даже в самых экстремальных ситуациях.

Открытый шлем

Другие названия: полулицевик, скорлупа, орех или ¾. Данная категория шлемов в свою очередь делится ещё на две подгруппы: каски и полулицевики без защиты лицевой и подбородочной части.

Что касается касок, то это шлемы, которые в случае падения способны защитить разве что макушку. Лицо, затылок, челюсть и прочие части головы остаются полностью беззащитными, так что проку от такого варианта практически нет. Крепление у каски предельно примитивно, так что во время аварии она и вовсе может запросто слететь с головы. Смотрится стильно и круто, особенно в сочетании с брутальным бородатым дядькой в косухе и на чоппере, но не имеет ничего общего с безопасностью.

Вторая подгруппа – это полулицевики, полностью закрывающие голову (по шею), оставляя при этом открытыми лицо и подбородок. Шлем отлично подходит для жаркой погоды, но не рекомендован к использованию для езды на мощной и быстрой двухколёсной технике. Ведь несложно догадаться, что при падении очень высок риск травмировать упомянутые открытые части головы – даже при наличии у шлема козырька с визором! Такие шлемы будут отличным вариантом для водителей скутеров и мопедов, в крайнем случае – для временных пассажиров.

Кроссовые шлемы

Из названия несложно догадаться, что стихия для использования шлемов такого типа – мотокросс, эндуро, и прочие гонки по пересечённой местности, изобилующей камнями, деревьями и прочими препятствиями. Отлично подходят не только для мотоциклистов, но и для водителей багги, квадроциклов и прочей им подобной внедорожной техники.

Характерной чертой любого кроссового шлема является сильно выдающийся вперёд козырёк, обеспечивающий дополнительную защиту от веток, камней и комьев грязи, а также не менее выступающая челюстная часть для защиты подбородка. Кроме того, такая экипировка обычно отличается улучшенной системой вентиляции.

Кроссовые шлемы могут быть оборудованы визорами, но чаще всего их используют совместно с мото-очками, предотвращающими попадание в лицо и глаза райдера брызг, грязи, пыли, песка и прочих традиционных «обитателей» бездорожья. Менее распространён вариант «дуал-спорт», внешне похожий на интеграл, но с защитными свойствами кроссового шлема. Кстати, класс защиты не допускает использование кроссового шлема в городских условиях с твёрдым асфальтовым покрытием.

Определяемся с размером мотошлема

Безопасность, конечно, прежде всего, но и комфорт эксплуатации лишним не будет. Особенно во время езды на дальние дистанции. Уровень же этого самого комфорта напрямую зависит не только от бренда шлема, но и от того, насколько правильно будет подобран его размер. В идеале перед покупкой желательно примерять выбранный шлем, но если таковая возможность отсутствует, вам нужно будет провести элементарный замер собственной головы. Осуществляется оный по лбу и затылку, ориентировочно в месте двумя пальцами выше ушей и бровей. Выполнив эту нехитрую манипуляцию (крайне желательно несколько раз – для пущей верности), останется лишь сопоставить полученный результат с размерной таблицей конкретного бренда.

Помните!

Шлем должен сидеть на вас естественно, с удобством, и ни в коем случае не сдавливать ни один участок головы. Если вы ощущаете дискомфорт, выбирайте шлем размером побольше. С другой стороны, шлем не должен и болтаться на голове: посадка должны быть плотной, но с расчётом на баф или подшлемник. Фиксатор на подбородке также должен сидеть комфортно, застёгиваться легко и не давить. Конечно, через какое-то время качественные шлемы слегка «усаживаются» по форме голове, становясь более удобными, но особо рассчитывать на это не стоит – лучше учесть все нюансы во время покупки.

Что следует знать о визоре мотошлема

Выбор подходящей по всем параметрам модели шлема – это лишь половина дела, хоть и наиболее важная. Обязательно обращайте внимание также и на характеристики визора выбранного шлема, поскольку именно через него вам придётся смотреть на дорогу. Наиболее важной характеристикой этого элемента является наличие или отсутствие тонировки того или иного цвета. Тонировка весьма удобна в солнечное время суток, а вот вечером она вполне закономерно ухудшает видимость. Если в комплекте с выбранным шлемом нет двух визоров (тонированного и прозрачного), обязательно докупите недостающий вариант.

При желании можно обратить внимание на мотошлем с прозрачным визором и встроенными солнцезащитными очками, убираемыми в корпус шлема. Это универсальный вариант, позволяющий с одинаковым удобством использовать шлем как в солнечную погоду, так и в пасмурную или в тёмное время суток.

Несколько слов об Anti-Fog

Под этим термином подразумевается специальная обработка визора либо, что чаще, наклейка (Pinlock) на нём, обеспечивающая защиту от запотевания. Согласитесь, весьма полезное приспособление, особенно при езде в холодную пору, когда температура внутри шлема выше, чем снаружи. Существуют также дополнительные средства защиты от влаги, сколов и царапин. Можете обзавестись ими сразу, а можете позже – когда практическим путём установите, от чего больше всего страдает обзорность.

Уход за визором

Визор – деталь сравнительно нежная, нуждающаяся в грамотном уходе. Конечно, если вы не хотите слишком часто покупать новый. Во-первых, не очищайте визор салфетками, которые в совокупности с налипшей на стекло грязью и пылью являются отличным абразивом. Устранить царапины практически невозможно, так что пользуйтесь салфетками только в самых неотложных случаях, когда под рукой нет источника с чистой проточной водой. Именно под струю оной и следует поместить визор, который в большинстве шлемов быстро и просто отщёлкивается. Также не стоит использовать при этом какие-либо моющие средства – особенно если на визор нанесено специальное защитное напыление. После промывки дайте этому элементу самостоятельно высохнуть.

Принципиален ли цвет шлема

По большому счёту, нет – здесь всё зависит только от ваших вкусовых предпочтений. Но некоторые очевидные нюансы всё же есть: в ярком шлеме вы будете более заметны в потоке, светлые цвета отражают большее количество солнечных лучей, стало быть, шлем будет меньше нагреваться.

Каким производителям шлемов можно доверять

Действительно надёжной и заслуживающей доверия может считаться только продукция, должным образом сертифицированная авторитетной организацией. Минимально допустимый уровень сертификации с нашей точки зрения – DOT, выдаваемый американской Транспортной комиссией. Эта организация выдвигает наименее мягкие требования в процессе тестирования шлемов, однако производитель сам волен решать, на какой уровень способна претендовать его продукция. По большому счёту, DOT – это скорее знак качества снегоходных шлемов.

В Европе действуют более строгие правила – Европейская Сертификация Безопасности, после прохождения которой выдаётся сертификат образца ECE-R 22.05. Этот стандарт тестирования разработан Экономическим Советом Европы и обязателен для применения в свыше чем 50 странах мира.

Кроме того, существует независимая организация Sharp, занимающаяся тестированием шлемов на предмет ударопрочности и уровня ударопоглощения. Оценка осуществляется по пятибальной шкале, а результаты тестирования выкладываются на официальном сайте. Вывод: шлемы, прошедшие тестирование Sharp или Европейскую Сертификацию Безопасности, точно безопасны и надёжны.

Конструкция надёжного шлема



Любой шлем, получивший один из вышеупомянутых сертификатов, конструктивно состоит из трёх слоев. Верхний изготавливается из пластика или различных композитных материалов и играет в большей мере декоративную роль. Средний слой наиболее важен: это внешне похожий на пенопласт, но куда более плотный EPS пластик, задача которого поглощать удары. Внутри шлема располагается сменная гипоаллергенная подкладка.

Выводы

Подытожив всё сказанное выше, делаем вывод, что главные требования к любому шлему – это: наличие сертификата качества, удобство посадки на голове, хорошая обзорность и шумоизоляция. Именно на эти показатели и следует ориентироваться во время выбора.

Напоследок ещё один важный нюанс. Любой, даже самый дорогой и качественный шлем – штука одноразовая! В том смысле, что повторное его использование даже после разового падения запрещено. Дело в том, что когда средний слой поглощает удар, он деформируется и теряет свои защитные свойства. Помните об этом, и всегда следите за состоянием своей защитной экипировки!

Предыдущий пост
Подготовка мотоцикла к зиме: 7 практических рекомендаций
Следующий пост
8 мотоциклетных маршрутов по Испании, которые никого не оставят равнодушным
Оставить комментарий
Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Ваш комментарий
Телефон или e-mail
Пароль
Регистрация