Шествие по миру злосчастного вируса внесло существенные коррективы в обычное течение жизни, не обойдя стороной и мотоциклетную промышленность. И хотя работа завода КТМ уже возобновилась, на привычное количество новых моделей в следующем году можно не рассчитывать – даже несмотря на повышенный спрос в лице поклонников бренда.

Впрочем, кое-чем австрийский производитель нас всё же порадовал – в частности, анонсированной летом обновленной моделью KTM 250 SX-F, презентация которой прошла без особого ажиотажа. По большому счёту, это вполне закономерно, ведь с технической точки зрения новинка мало чем отличается от предшествующей модели. Инженеры решили ряд ранее выявленных проблем и недочётов, а дизайнеры внесли несколько новых «косметических правок» во внешность мотоцикла. Обо всём этом и поговорим, начав, как обычно, с краткого обзора моделей двух предыдущих лет.

Модель образца 2020

Обновления мотоцикла KTM 250SX-F версии 2020 были хоть и не очень многочисленными, но довольно-таки существенными. В частности, они коснулись:

  • Передней 48-мм пневматической вилки от польского производителя WP XACT – её оснастили новыми поршнями. Такая вилка демонстрирует более быстрое срабатывание на отбой и делает езду более плавной. Кстати, аналогичное новшество мы обнаружили и в Husqvarna FC250 того же модельного года.
  • Колпачков вилки – их обновленная версия заметно упростила процесс выхода воздуха.
  • Заднего амортизатора WP XACT – его перенастроили, оборудовав более совершенным регулятором сжатия, что сделало езду по неровностям заметно комфортней.
  • Короба фильтра воздуха. Как вы, возможно, помните, в модели 2019 года разработчикам KTM зачем-то вздумалось заметно уменьшить короб, что буквально «задушило» двигатель. В итоге он стал отвратительно реагировать на газ и существенно потерял в выходной мощности, что было особо ощутимо на низах и в среднем диапазоне. В следующем модельном году это досадное недоразумение всё ещё присутствовало, однако хотя бы опционально стала доступной перфорированная крышка с отверстиями, которая позволяла засасывать гораздо большее количество воздуха. Что ж, и на том спасибо!
  • Графического оформления. Это обсуждать не станем.

Продать мотоцикл 2020 года, можно в разделе продажи мото нашего сайта.

Модель 2021

Как и в предыдущем году, в 2021-м разработчики 250SXF сделали наибольший упор на совершенствование подвески. В первую очередь внимание уделялось доработке отдельных компонентов задней подвески и пневматической вилки WP XACT. Отметим, что японские производители-конкуренты Showa и Kayaba отказались от воздушных вилок аналогичной конструкции, а вот польские инженеры WP проявили больше упорства и таки добились вполне достойных результатов. Их новая модель имеет меньшее количество деталей, оборудована отличным механизмом плавной регулировки жёсткости и позволяет снизить общий вес мотоцикла на 1,3 килограмма. Кроме того, в новой вилке были реализованы такие новшества:

  • Внедрены пазы, предназначенные для перепуска масла. Их наличие позволяет снизить уровень пикового давления масла, возникающего во время максимального сближения втулок стойки и картриджа.
  • Вилку оборудовали отрицательной камерой. Во время сжатия вилки в верхней зоне внутренней полости создаётся слишком высокое давление, провоцирующее чересчур быстрый отскок вилки. Наличие отрицательной воздушной камеры позволяет удерживать давление воздуха, которое требуется для контроля силы отбоя. Решение заключалось в установке по центру такта сжатия перекрестной дренажной щели, позволяющей нагнетаемому воздуху частично уходить в сторону отбоя.
  • Усовершенствовался воздушный уплотнитель. Поскольку благодаря упомянутым пазам для перепуска масла удалось снизить степень увеличения масляного давления в демпфирующей опоре, нечто похожее было решено проделать и в опоре воздушного давления. В камере воздушного уплотнения было проделано 4 обходных отверстия, которые позволили несколько сгладить скачки воздушного давления.
  • Появление «батутного клапана». Тогда как в обычных промежуточных клапанах чаще всего используются традиционные прокладки, в новой вилке их решили заменить так называемой «батутной прокладкой». Своё название она получила из-за того, что, в отличие от обычной, которая плотно прижата поршнем, у неё есть место для небольшого изгиба. Такая конструкция позволяет избежать слишком жёсткого демпфирования в конце хода.
  • Отказ от нижнего конуса. Вместо него в амортизирующей опоре установили резиновое уплотнительное кольцо отбойника.
  • Обновление карт зажигания. Новое ПО было написано для обеих карт ECU, первая из которых считается обычной, а вторая – агрессивной. Впрочем, по мнению многих гонщиков, №1 по факту куда более агрессивна, нежели №2!
  • Оснащение вилки удобным регулятором отбоя. Теперь регулировать отбой можно лёгким движением руки с помощью расположенного под правым пером кликера. Раньше для этого приходилось корячиться с отвёрткой на коленях.

Подытоживая всё сказанное, можно сделать вывод, что пневмовилка в мотоцикле KTM 250 SX-F образца 2021 – это очередное доказательство мастерства и компетенции инженеров компании WP. В отличие от японцев, они не сдались, и в итоге им удалось сделать работу вилки более плавной, существенно снизить скачки давления воздуха, найти способ эффективного стравливания избыточного масляного давления и уменьшить жёсткость пружины в конце её хода.

Если говорить о заднем амортизаторе, то наиболее существенным изменением в мотоцикле версии 2021 стала кардинальная модернизация рычажной системы. Кроме того, аппарат получил более тонкие настройки ЭБУ, упрочненное уплотнительное кольцо для поршневой системы и улучшенные сальники SKF для рычажной системы, обладающие сверхнизким коэффициентом трения.

Продать мотоцикл и купить новый - это лучшее решение перед началом сезона. Вы можете это сделать в мото разделе нашего сайта.

KTM 250SXF образца 2022

Как уже говорилось, практически все новинки KTM следующего модельного года не получили каких-либо кардинальных изменений в техническом плане. Исключением стал разве что дизайн: появилась ярко-оранжевая рама, отлично сочетающаяся с синим сиденьем и новым графическим оформлением пластикового обвеса. Нетрудно догадаться, что сделано это с целью дополнительно подчеркнуть тесную связь новинок с Red Bull KTM Factory Racing.

Хочется отметить, что исторически оранжевая рама в мотоциклах KTM всегда была предвестником скорых перемен, поэтому есть все основания предполагать, что в 2023 году кроссовые мотоциклы этой компании станут принципиально иными. Задумайтесь об этом, принимая решение о покупке модели 2022 – возможно, есть смысл обождать ещё годик?

Что касается немногочисленных технических новшеств, на ум приходит разве что отказ от игольчатого подшипника, расположенного на балансирном валу, в пользу подшипника скольжения. Последний фактически являет собой втулку. Инженеры компании объяснили такое решение склонностью игольчатых подшипников к выходу из корпуса.

Двигатель

Вряд ли кто-то поспорит с утверждением, что мотор 250SX-F в течение нескольких последних лет справедливо считается одним из лучших в плане показателей крутящего момента и максимальной развиваемой мощности! Догнать австрийцев с переменным успехом пытаются Honda, Yamaha и Kawasaki, однако КТМ пока что их опережает.

Движок 250 SX-F был разработан и настроен именно для эксплуатации на высоких оборотах, при этом он демонстрирует невероятную плавность и отзывчивость.

Как и ранее, мотор выдаёт 41,1 «лошадей» при 13 700 оборотах в минуту. Крутящий момент равен 25,8 Нм. Такие характеристики делают этот двигатель самым мощным в классе и вторым по показателю пикового крутящего момента. И хотя этот движок «заточен» под работу на высоких оборотах, он демонстрирует отличные результаты во всём диапазоне.

По причине выдачи наибольшей мощности в среднем диапазоне, нашим шустрым тест-гонщикам больше всего приглянулась высокая передача. Тогда как в 2020-м мы заменили стандартное соотношение звёзд 14/51 на более уместное с нашей точки зрения 14/53, модели двух последующих годов лучше всего себя проявили на соотношении 14/52. Именно эта комбинация позволила максимально сократить промежутки между переключением скоростей, сделав двигатель предельно отзывчивым.

Если говорить об электронных картах, то в прошлом году большая часть наших тест-гонщиков предпочла стандартную карту №1, тогда как в машинах текущего и 2022 годов их сильнее впечатлила агрессивная карта под №2. Самые же опытные испытатели в итоге сумели более-менее эффективно настроить обе карты и успешно сочетали их с системой Traction Control. Таким нехитрым образом им удалось вдвое увеличить количество возможных вариантов, сделав контроль тяги максимально эффективным. Выбор той или иной комбинации зависит от условий трассы – к примеру, на скользких треках оптимальным является сочетание Карты №1 и включенного трэкшн-контроля.

Подвеска

Вы уже знаете, что мотоцикл оборудован передней пневмовилкой и амортизатором WP Xact с теми же настройками, что и у прошлогодней модели. Первый раз вилка такого типа была установлена на данную модель ещё в 2017-м, что на тот момент стало весьма ощутимым шагом вперёд. Честно говоря, отыскать в то время достойного конкурента по совокупности технических характеристик, возможностей и ощущений от езды было практически невозможно!

Сегодня этот отрыв, конечно, не так ощутим – многие традиционные пружинные вилки нового поколения от японских производителей ничуть не хуже, а местами и лучше пневматического творенья WP. Впрочем, польская компания не останавливается на достигнутом, и лично нам её вариант кажется более комфортным в эксплуатации, к тому же, эта вилка выгодно отличается широким диапазоном вариантов настройки. Что касается лучших пружинных вилок вроде тех, которые установлена на Yamaha YZ250F, то они местами выигрывают за счёт лучшей обратной связи и производительности. Здесь уж всё зависит от предпочтений конкретного гонщика.

Что касается подвесок в общем, то нашим тестирующим пилотам больше понравился вариант от Husqvarna FC250, нежели тот, который установлен в рассматриваемом сегодня KTM 250SXF. Дело в том, что вилка и задний амортизатор последних двух лет у FC250 на сантиметр короче, что ощутимо сказывается на управляемости в процессе прохождения поворотов.

Чем же обусловлено стремление инженеров KTM и впредь использовать в новых моделях именно воздушную вилку? Аргументов в пользу последней существует несколько: они более лёгкие, очень податливые в плане регулировки и обходятся дешевле. Если говорить о недостатках, то наиболее существенным является фактор давления воздуха. Поскольку физику ещё никто не отменял, эта величина является переменной, а это заметно сказывается на производительности и прочих характеристиках. Во всём же остальном вилка WP Xact вполне надёжная и безотказная.

Некоторые противники такого решения утверждают, что в результате повреждения уплотнения вилки может произойти потеря давления воздуха, что, как следствие, приведёт к выходу вилки из строя. С нашей точки зрения подобный сценарий является маловероятным, поскольку воздушная камера расположена внутри картриджа. Соответственно, дабы вилка полностью «сдулась», сперва из строя должны выйти внутренние уплотнительные элементы картриджа, которые предоставят воздуху путь для выхода во внешнюю часть трубы. Вместе с ними должны повредиться и внешние уплотнительные элементы вилки.

О заднем амортизаторе больше сказать, в принципе, нечего, так как никаких кардинальных изменений в сравнении с предыдущими моделями внесено не было. Он хорош уже в стоковых настройках и прекрасно сочетается с передней вилкой, так что любые правки остаются на усмотрение конкретного пилота – наши гонщики тестировали мотоцикл с прогибом на 106 мм.

В целом, настройки подвески максимально подогнаны к настройкам мотора: они приспособлены под агрессивную езду. Правда, многих неопытных пилотов может сбить с толку широкий диапазон регулировок пневматической вилки, но когда с ними разобраться, она поистине творит чудеса. Также следует учитывать тот факт, период обкатки пневматических вилок более длителен по сравнению с пружинными, поэтому перед выбором окончательного варианта настроек стоит вдоволь поездить на мотоцикле в разных дорожных условиях.

Вес

Вес незаправленного KTM составляет 98,8 кг, что делает этот мотоцикл одним из самых лёгких в своём классе, при этом с довольно большим отрывом. Стоит ли говорить, что это весьма существенное преимущество! К примеру, ближайшие конкуренты от Suzuki, Хонда и Ямаха весят 102,9 килограмма, а Kawasaki и вовсе 103,4 кг.

Поведение на треке

KTM 250 SX-F изначально создавался в качестве мотоцикла для максимально быстрой и агрессивной езды в любых условиях, и по факту таким он и получился – лёгким, шустрым и маневренным. О весе мы только что говорили – это преимущество позволяет машине идеально проходить даже самые сложные повороты, оставаясь при этом стабильным и предсказуемым даже на высоких скоростях. А начиная с модели 2021 года, в которой стали использовать обновленную вилку, заметно улучшилась также управляемость и «связь» машины с треком.

Двигатель же разрабатывался с учётом необходимости функционирования на высоких оборотах, поэтому свои наилучшие качества он проявляет в диапазоне более 10 тысяч оборотов в минуту. Опускаться ниже не рекомендуется, поскольку в среднем диапазоне возможности мотора несколько проседают.

Переключение передач происходит чётко, но только не под высокой нагрузкой. В последнем случае переключение необходимо осуществлять параллельно с использованием гидравлического сцепления Брембо, однако последнее вполне готово к таким постоянным испытаниям – надёжности и выносливости ему не занимать.

Для агрессивной езды лучше всего использовать вторую и третью передачи, при этом на третьей можно запросто ехать там, где другим машинам уже требуется переключение на четвёртую. Иногда возникают вопросы к верхнему диапазону, однако это легко решается увеличением количества зубьев задней звезды всего на одну единицу. После этого третья передача может быть задействована на открытых поворотах, а четвёртая становится более продуктивной на скоростных участках трека. Единственное, к чему можно придраться, это не совсем достаточный уровень комфорта при езде по сильным неровностям, но здесь уже всё зависит от индивидуальных настроек подвески.

Очевидные недостатки

  • Систематическое ослабевания болтов крепления задней звёздочки. Напасть не нова – странно, что разработчики до сих пор её не устранили!
  • Как и крепления звёзд, со временем ослабевает натяжение спиц, особенно расположенных возле замка обода. Ещё одна старая, но до сих пор не решённая проблема.
  • Неудобная система удаления воздуха. Непонятно, зачем было менять более удобные винты Phillips на Torx?
  • Далеко не идеальное пластиковое кольцо регулировки предварительной нагрузки пружины амортизатора. Лично мы сразу же заменили его куда более удобным и функциональным регулятором преднатяга Xtrig.
  • Регулятор вилки. То же самое – штатный компрессионный кликер совсем не удобный, его сложно зафиксировать в руке.
  • Штатное соотношение звёздочек 14/51 не позволяет полностью раскрыть потенциал превосходного двигателя.
  • Не всегда должным образом затянутые болты, которые могут открутиться в суровых гоночных условиях. Сразу же после покупки дотяните крепления опор рамы, гайку тяги задней подвески и фиксаторы нижнего подрамника.
  • Электропроводка. Всё те же «болезни» мотоциклов предыдущих поколений: выпадение светового индикатора FI из резинового фиксатора, неудачное расположение провода кнопки стартера.

Что больше всего впечатлило

  • Вес. Как уже упоминалось, по этому параметру в своём классе KTM 250SXF уступает лишь мотоциклу GasGas MC 250F.
  • Тормозная система Brembo KTM не имеет равных среди конкурентов!
  • Простота замены воздушного фильтра. Сделать это можно легко и быстро без использования специальных инструментов.
  • Гидросцепление KTM. То же, что и с тормозами – абсолютное отсутствие конкурентов, надёжность и долговечность.
  • Эргономика. Удобство посадки и управления, превосходная управляемость.
  • Пневматическая вилка. Модель XACT постоянно совершенствуется, допускает очень тонкую настройку, проста в обслуживании.
  • Карты. В зависимости от трассы и характера езды можно выбрать одну из двух карт, а в сочетании с системой трэкшн-контроля количество вариаций удваивается.

Как видите купить мотоцикл 2021 года, а особенно КТМ - это очень хорошая идея.

Выводы

Как это ни странно, но ни один из многочисленных японских производителей так и не смог отодвинуть на второй план австрийский мотоцикл с движком шестилетнего «возраста»! Доказательством тому являются первые позиции в рейтингах MXA, которые KTM 250SX-F стабильно занимает в течение последних шести лет. Исключение – победа в 2021 году модели Husqvarna FC250, в которой используется аналогичный двигатель.

Что ж, KTM 250SX-F – действительно потрясающий мотоцикл со множеством достоинств, но нам уже не терпится увидеть модель нового поколения, которая, по всей видимости, увидит свет в 2023 году. Есть мнение, нас ждёт что-то совершенно новое!

Предыдущий пост
Stunt riding: захватывающая дух трюковая езда на мотоцикле
Следующий пост
Как правильно тормозить на мотоцикле
Оставить комментарий
Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Ваш комментарий
Телефон или e-mail
Пароль
Регистрация