Сегодня поговорим о навыках правильного эффективного торможения, которые у каждого здравомыслящего мотоциклиста должны быть доведены до автоматизма.

Что характерно, таковыми зачастую не могут похвастаться даже довольно опытные райдеры, что уж говорить о новичках, так что нижеизложенная информация наверняка окажется полезной для многих.

Факторы, влияющие на эффективность торможения

Если говорить о мотоциклетном и аналогичном ему конструктивно транспорте, то тремя наиболее важными факторами, определяющими качество торможения, являются:

  • Сцепление шин с дорожным полотном. Чем оно качественней, тем управляемей и предсказуемей будет мотоцикл на дороге – особенно во время торможения и маневрирования.
  • Площадь контакта покрышек с поверхностью дороги. Чем выше это значение, тем скорее произойдёт остановка после начала торможения.
  • Степень загруженности колёс в конкретный период езды. Грамотная техника торможения подразумевает более активное задействование того колеса, которое сильнее нагружено в данный момент. В зависимости от текущих обстоятельств, таковым может быть как переднее, так и заднее.

Кроме того, на эффективность торможения влияют такие очевидные факторы как вес мотоцикла и водителя, характеристики дорожного покрытия, погодные условия, рисунок протектора покрышек и многие другие.

Не маловажным также есть то, на сколько хорошо обслужена тормозная система. Купить детали тормозной системы можно в разделе продажи мотозапчастей нашего сайта.

Принцип действия тормозных систем мотоциклов

Прежде чем приступать к разбору непосредственно техник торможения на мотоцикле, необходимо в общих чертах выяснить принцип работы существующих тормозных систем.

Тормозные системы бывают дисковыми или барабанными, по типу же привода каждая из них делится на механическую и гидравлическую. Большая часть современных мотоциклов оборудована гидравлическими дисковыми системами, барабанные же тормоза изредка встречаются в маломощных моделях и на задних колёсах тяжёлых круизёров. Что касается принципа действия, то он по сути одинаков, и основан на замедлении движимых элементов конструкции под воздействием на них неподвижных частей.

Сегодня наиболее важными требованиями к тормозам являются их вес и чувствительность. При этом не следует забывать, что на эффективность тормозной системы влияют также характеристики вилки и покрышек.

Поскольку процесс торможения основывается на трении, компоненты качественных тормозных систем должны быть прочными, стойкими к износу и воздействию повышенных температур. Так, для производства тормозных колодок подходят такие материалы (а обычно их комбинации) как медь, кевлар, углерод, графит, латунь и свинец. Тормозные же диски обычно изготавливаются из чугуна или «нержавейки», в случае с гоночными мотоциклами нередко используется прочный, но лёгкий карбон.

Отличия барабанных и дисковых тормозов

Барабанные тормоза, практически не используемые в современных мотоциклах, являются прародителями тормозных систем. Конструктивно состоят из барабана закрытого типа с расположенным внутри механизмом торможения. Закрытость конструкции не позволяет эффективно рассеивать выделяемое в результате трения тепло, что является причиной быстрого перегревания таких тормозов.

Дисковые тормоза ощутимо выигрывают у барабанных по той простой причине, что являют собой систему открытого типа, которая охлаждается намного быстрее. Состоят из вращающегося параллельно с колесом диска, с которым в свою очередь взаимодействуют расположенные в суппорте колодки. Поскольку большая часть массы мотоцикла во время торможения воздействует на переднее колесо, оно обычно оснащается двумя тормозными дисками, тогда как заднему вполне достаточно и одного.

Распределение нагрузки между передними и задними тормозами

В процессе торможения происходит смещение центра тяжести, и порядка 70 его процентов выпадает на передний тормоз. К тому же блокировка заднего колеса осуществляется гораздо проще, нежели переднего, что может стать причиной потери управления. В этой связи производить торможение необходимо одновременно обоими тормозами, в идеале с параллельным переключением на более низкую передачу.

Следует отметить, что упомянутая выше пропорция распределения тормозного усилия «70х30%» довольно условна. К примеру, у лёгких моделей с короткой базой усилие может больше смещаться на переднее колесо, а у тяжёлых чопперов наоборот – на заднее. Тем не менее, тормозить в любом случае следует обоими тормозами! Если резко задействовать только передний тормоз, можно кувыркнуться через руль, если же задний – мотоцикл может уйти в занос.

Кроме того, характер поведения разных тормозных систем отличается, поэтому после покупки конкретного мотоцикла обязательно обкатайте его на безопасной пустой площадке. В ходе этого ознакомительного тест-драйва поэкспериментируйте с силой нажатия на тормозные ручки, опробуйте разные комбинации тормозов.

Наиболее правильной и оптимальной техникой торможения считается следующая: сперва аккуратно притормаживаем заднее колесо, после чего плавно задействуем передний тормоз. Перед нажатием на тормоза не забудьте отпустить газ и не давите слишком сильно на руль. В процессе замедления выпрямляйте руки и немного откидывайтесь корпусом назад, смещая центр тяжести в сторону заднего колеса.

Стандартное торможение

В стандартной обстановке торможение осуществляется с максимально возможной загрузкой задних колёс. И хотя эффективность при этом намного ниже, чем в случае усиленного задействования переднего тормоза, отправка тормозного импульса в заднюю часть делает процесс более безопасным и контролируемым. Так что повторим ещё раз: начинаем тормозить задним колесом, после чего сбрасываем передачу и плавно подключаем переднее. Ну, а скорость и плавность остановки регулируем силой воздействия на ручку тормоза.

Экстренное торможение



Поскольку на практике не всегда остаётся достаточно времени для применения техники обычного торможения, многие неопытные мотоциклисты резко активируют передний тормоз. В таких случаях до 85% общего веса водителя и техники переносится на переднюю часть, что чревато различными неприятностями. Поэтому даже в экстренной обстановке не забывайте задействовать оба тормоза – попеременно или же путём дополнения переднего задним. А чтобы максимально обезопасить себя от непредсказуемого поведения мотоцикла, не забывайте вовремя его обслуживать и держать в исправном техническом состоянии.

Комплексное торможение

Техника комплексного торможения задействуется опытными байкерами даже в наиболее критичных ситуациях, когда стоит задача пусть и не избежать аварии, но хотя бы свести к минимуму её последствия. Во-первых, усвойте, что осуществлять резкое торможение в повороте нельзя! Предварительно сбросьте скорость, но всё же входите в поворот с минимальным ускорением. Не бейте по тормозам до окончания маневра, так как это чревато потерей баланса и контроля над мотоциклом.

Торможение в условиях плохого сцепления с поверхностью дороги также осуществляется обоими колёсами, но с учётом заметного увеличения тормозного пути и повышенной вероятности потери контроля над мотоциклом. В таких условиях наиболее предсказуемо и безопасно ведёт себя техника с антиблокировочной системой тормозов (АБС).

Напоследок остаётся лишь отметить, что наиболее верным вашим союзником в любых условиях будет практический опыт, приобретаемый со временем. Поэтому, купив мотоцикл, не поленитесь посвятить достаточное его количество тренировкам на безопасных площадках.

Предыдущий пост
Тест-обзор KTM 250SXF 2022 модельного года
Следующий пост
Готовимся к дальнему путешествию на мотоцикле – технически, физически и морально
Оставить комментарий
Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Ваш комментарий
Телефон или e-mail
Пароль
Регистрация